Политэкономия информационного общества

Проблема:

Перед пользователями интернета стоят хозяйственные задачи, требующие быстрого и необременительного поиска информации и создания коммуникаций.

В Стратегии развития отрасли информационных технологий сказано: «доступ к своей продукции интернет-компании предоставляют бесплатно. Главным источником их дохода являются онлайн-платежи и реклама». Это означает, что поиск обыкновенной справочной информации производится в интернете крайне дорогим, неэффективным, несправедливым и затратным для пользователей способом через рекламу.

Пользователи на поиск информации влиять не могут, поскольку заказчиками услуг поисковых систем являются рекламодатели, о чем Яндекс откровенно пишет в п. 10.3 Пользовательского соглашения: Ввиду безвозмездности услуг…, нормы о защите прав потребителей, предусмотренные законодательством РФ, не могут быть применимыми к отношениям между Пользователем и Яндексом. Это делает пользователя объектом воронки продаж и отнимает у пользователей конституционное право свободного, заинтересованного оптимального и самостоятельного выбора. Инфо-бизнес становится услугой не для людей, а для самого инфо-бизнеса.

Ресурсы поисковых систем идут на выстраивание между запросами пользователей и сайтами производителей информационного барьера из сайтов рекламных агентов, ритейлеров, систем бронирования и прочих посредников-спекулянтов. Создаваемое неудобство поискавынуждает пользователей покупать через посредников.

 

Ресурсы посредников идут не на предоставление доступа к реквизитам производителей (ИКТ их предоставляют автоматически), а на получение комиссий и контекстную рекламу (конкуренцию спекулянтов).

 

  • PPA - Pay Per Action, плата за результат.  PPC - Pay Per Click, плата за клик.
  • <$ - C> – получение денег специалистом. <$ - A>  – получение денег агентством.

На форуме "Интернет Экономика 2015" директор РАЭК представил Президенту информационные издержки пользователей как экономику. По его словам, она составляет 2,2% ВВП. Никто не усомнился ни в смысле, ни в точности этой цифры. А ведь экономикой можно назвать услуги, которые создают ценности, приносят пользу или сокращают издержки. Деятельность информационных посредников не создает никакой ценности и создает неудобство поиска, т.е. приносит пользователям вред, повышая цены.

Если задать предпринимателям, организаторам или руководителям интернета, в чем смысл доминирования инфо-картеля над пользователями в использовании интернета, как ресурса общего пользования, то ничего внятного они ответить не смогут. Это процесс реализации биологических инстинктов выживания, свойственных популяциям животных. Вся разница только в том, что инфо-бизнес создал лобби, чтобы власть не замечала интересов не организованных пользователей. До чего, не имеющие интеллекта животные, не додумались.

«Бесплатная» монетизация обходится пользователям гораздо дороже, чем обходился бы платный поиск, которого сейчас просто нет.

Контекстная реклама состоит в том, что 2500 сотрудников Яндекса монетизируют безлюдные технологии поиска на 51 млрд. рублей в год + Google 30 млрд. рублей в год = 81 млрд. рублей в год. Делим на  75 млн. пользователей = >1000 руб./год. Маржа посредников это остаток, необходимый для поддержания инфраструктуры, генерирующей поисковым системам увеличение количества и стоимости кликов. Кооперация поисковых систем и посредников вытягивает из карманов пользователей не менее ~ 350 млрд. руб./год, или 4,6 тысяч руб./год на пользователя.

Для описания любого продукта достаточно одного единственного информационного модуля. Если все информационные модули ИМ поставщиков сконцентрировать в информационных тематических платформах, то при автоматизированной выдаче информации доли участия человека и конкуренции спекулянтов исчезнут. С обслуживанием такого ресурса  справится 250 средней руки программистов и модераторов. При средней зарплате 2 млн. руб./год * 250 = 500 млн. руб./год + 250 млн руб./год накладных расходов = 750 млн. руб./год. Делим на 75 млн. пользователей, и получаем 10 руб./год на пользователя.

Вдобавок, вместо конкуренции за место показа между спекулянтами появится здоровая конкуренция за цену и качество между поставщиками. Пользователи сами решат, у кого покупать - у спекулянтов или у производителей.

Решение:

  1. Поручить Минкомсвязи разработать и внедрить систему тематических информационных платформ.
  2. Без внесения поправок в законы поисковые системы задвинут информационные платформы на такие места, где их никто не увидит. Поэтому необходимо внести поправки в 135-ФЗ "О защите конкуренции", обязывающие поисковые системы выделить для информационных платформ, как самых релевантных, место на первых страницах поиска по соответствующим запросам.
  3. Внести поправки в 135-ФЗ "О защите конкуренции", обязывающие поисковые системы верифицировать авторов рекламы, и показывать на первых местах прямых поставщиков и производителей, а не спекулянтов.
  4. Положить конец информационному неравенству и дискриминации пользователей путем внесения поправки в Закон РФ «О защите прав потребителей», признающий пользователей юридически потребителями услуг поисковых систем.

Развернуто и с примерами сущность проблемы описана в презентации:

https://docs.google.com/presentation/d/18H6G8p8cYFGZL9LOsjwAau8rv9Z7a6ZBstIyp_IlcJc/edit?usp=sharing

Теги: контекстная реклама, монетизация, пользователь сети, права пользователя, плата за клик, приоритетное размещение, pay per click, воронка продаж, поиск информации.

16.08.2016

Сергей ЛУНЕВ

Текст подготовлен автором для сайта «Русский Проект»

____________________________________________________________________________________

 

Программное обеспечение в посткризисный период развития мира


     Прогнозирование посткризисной конфигурации мира дело весьма не благодарное. В этой статье я постараюсь изложить план развития интернет технологий в России.

     План развития составляется исходя из следующих условий:

     * По итогам распада мира на отдельные кластеры, к власти в России придут национально ориентированные структуры.

     * Россия создаст собственный независимый экономический блок в партнёрстве с другими странами.

     Текущая система программного обеспечения построена следующим образом:

     Основной операционной системой, на базе которой пишутся остальные прикладные программы, является Windows. Система создана, продвигается и модернизируется крупнейшей американской корпорацией.

     Под операционную систему пишутся программные приложения, позволяющие использовать компьютер по назначению: программы для текста, таблиц, изображений, звука, видео, игры  и т.д.

     Чтобы побудить пользователей использовать Windows, Microsoft предлагает бесплатные программы самого простого уровня. Пакет Office стал неотъемлемой частью коммерческих организаций, поэтому предлагается только на платной основе. В силу того, что основная масса потребителей использует Office и Windows, переход отдельного индивидуума на другую операционную систему породит дополнительные трудности взаимодействия с другими компьютерами. Именно поэтому основная масса юзеров пользуется продукцией Microsoft.

     Раз в несколько лет корпорация выпускает новую версию операционной системы. Новая версия требует компьютеры более высокой производительности. Софт, написанный для новой операционной системы, также требует повышенной производительности.

     Особо следует заметить, что с апгрейдом компьютеров и софта, производительность самих пользователей, непосредственно работающих за компьютерами, практически не меняется. Практически все усилия разработчиков сводятся к смене дизайна и усиления графических характеристик.

     К примеру, современный смартфон имеет большую операционную память, нежели компьютеры, установленные на корабле Союз, при помощи которого СССР запустил в космос Гагарина. А что вы можете сделать со своим смартфоном?

     Вторым примером можно привести Word 2003 и Word 2010. Последний значительно тяжелее, а функционал и КПД изменился не значительно. Среди изменений можно отметить непонятную и неоправданную смену дизайна.

     Итогом интенсивного утяжеления программ является потребность в постоянном обновлении компьютеров. В итоге пользователям приходится приобретать не только новые программы, но и приобретать более мощные компьютеры.

     По мере развития кризиса, компьютерная отрасль претерпит кардинальные изменения. Пользователи сократят приобретение новых компьютеров. По мере введения протекционистских мер, на юго-востоке Евразии разорится много производителей ПК. В отдельных кластерах появятся собственные региональные производители. Вследствие снижения объёмов, новые компьютерные технологии будут нерентабельными длительное время.

     Этот момент будет удачным для проведения кардинальных реформ в компьютерной отрасли. По мере распада мира на блоки, в России появится возможность создать собственную операционную систему. Отечественная операционка поможет отказаться от продукции Microsoft.

     Национальную операционную систему можно создать на базе Linux. Основным критерием должна стать её доступность. Базовая часть системы должна быть бесплатной. К бесплатным функциям должны относиться любительские пакеты обработки текста, изображения, таблиц, музыки и видео. Среднестатистический пользователь должен получить бесплатный доступ к требуемым ресурсам. Затраты по созданию и продвижению базовой части должно взять на себя государство.

     Создание профессиональных программ имеет смысл сделать платными. Развитие таковых нужно доверить коммерческим структурам. В силу ограниченности рынка, в течение 10 лет появится с десяток крупных российских корпораций, контролирующих выпуск 90 процентов программного обеспечения российского кластера.

     Переход на национальную операционную систему приведёт к следующим глобальным изменениям:

     - исчезнет зависимость от иностранных поставщиков софта и операционной системы.

     - в России появятся собственные школы программистов.

     - более лёгкий софт снизит потребности в скором обновлении компьютеров, создание которых в российском кластере пока не предвидится.

     - на рынке софта появятся крупные российские компании, не уступающие иностранным.

     - иностранные спец. службы потеряют глобальный контроль над рядовыми российскими компьютерами, который, по моему субъективному мнению, они имеют через операционную систему и другие неотъемлемые программы.

 

15.03.2013

И. Прогнозов

Текст подготовлен автором для сайта «Русский Проект»